Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения
Одна из интересных глав книги посвящена этой картине. В книге Норштейн даёт свое видение картины и перекладывает её в мультипликационное действие.
Из книги:
В его знаменитой картине ... время разложено на метафоричные величины, то есть, изображено то, что происходит в сознании спящего человека, когда на него налетает непонятный звук. Он непонятен, потому что сознание находится в полудремотном состоянии между сном и пробуждением, и в этот зазорчик влетает звук.Сам Сальвадор Дали так прокоментировал свою картину:
Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение. Подобно тому как падение иглы на шею спящего одновременно вызывает его пробуждение и длинный сон, кончающийся гильотиной, жужжанье пчелы вызывает здесь укус жалом, который разбудит Галу. Вся жизнетворящая биология возникает из лопнувшего граната. Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы.Множество действий пролетают в сознании за секунду, а результат этих действий и причина совпадают. Странно, но кажется это так и есть.
P.S. а дерево из "ёжик в тумане", которое выглядит практически как 3D картинка, было сделано из 4-х слоёв кроны и неподвижного ствола, которое в отличие кроны даже не вращалось.
То есть весь сон, который длится достаточно долго, на самом деле - мгновение?
ОтветитьУдалитьНу я думаю не любой сон, вот выдержка из Павла Флоренского (тоже нашёл в книге норштейна):
ОтветитьУдалитьЕсли, например, в сновидении, облетевшем все учебники психологии, спящий пережил чуть ли не год или более французской революции, присутствовал при самом ее зарождении и, кажется, участвовал в ней, а затем, после долгих и сложных приключений, с преследованиями и погонями, террора, казни Короля и т. д. был наконец, вместе с жирондистами, схвачен, брошен в тюрьму, допрашиваем, предстоял революционному трибуналу, был им осужден и приговорен к смертной казни, затем привезен на телеге к месту казни, возведен на эшафот, голова его была уложена на плаху и холодное острие гильотины уже ударило его по шее, причем он в ужасе проснулся, — то неужели придет на мысль усмотреть в последнем событии — прикосновении ножа гильотины к шее — нечто отдельное от всех прочих событий? и неужели все развитие действия — от самой весны революции и включительно до возведения видевшего этот сон на эшафот — не устремляется сплошным потоком событий именно к этому завершительному холодному прикосновению к шее, — к тому, что мы назвали событием х? — Конечно, такое предположение совершенно невероятно. А между тем видевший все описываемое проснулся от того, что спинка железной кровати, откинувшись, с силой ударила его по обнаженной шее.
кстати, картинка Флоренский и Булгаков, которую мы видели в третьяковской галерее. http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/6c/Nesterov_Florensky_Bulgakov.jpg
ОтветитьУдалитьКрасиво. Но чем же тогда объяснить связь временных отметок и сюжетных?
ОтветитьУдалить(Один. Он просыпается именно в тот момент, когда лезвие гильотины касается его шеи.
Два. Лезвие гильотины оказывается именно спинкой железной кровати.)
Логично предположить, что гильотина появляется во сне после того, как ее коснулся спящий, и развязка действительно происходит моментально, а спящий просыпается и от касания, и от страха.
Но тогда мы должны объяснить и всю предшествующую цепочку событий.
И здесь нам на помощь приходит одна из основных теорий сна, по которой сон есть проработка/моделирование возможных ситуаций в будущем.
Получается, что мозг - гениальнейший режиссер и сценарист на свете - начал себе в реальном времени снимать и показывать кино про революцию, а когда спящий нечаянно коснулся спинки кровати, ловко обрушил на него гиольтину :)
Это единственное объяснение, которое более-менее логично.